| стр 1 стр 2 стр 3 стр 4
Пятый элемент / The Fifth Element
Сергей Кудрявцев |
8/10 |
Фантастический комикс
Иногда полезно посмотреть популярный фильм с опозданием — и обнаружить, что он несколько иной, нежели его многие прежде преподносили. О самом дорогостоящем и амбициозном французском кинопроекте (бюджет — $90 млн.) «Пятый элемент» твердили, что это — чуть ли не романтическая сказка для взрослых, оснащённая потрясающими спецэффектами (но во время выдвижения претендентов на премию «Оскар» вспомнили лишь о звуковых эффектах).
Или же фантастическая антиутопия с действием, отнесённым в XXIII век, которая старательно подражает предыдущим образцам данного жанра — начиная от «Метрополиса» и кончая лентами «Бразилия» и «12 обезьян» (в последней, кстати, тоже был занят Брюс Уиллис). Но наряду с «Подземкой», снятой ровно за 12 лет (что соответствует восточному циклу) до «Пятого элемента», это поистине два самых «прикольных» и «стёбных» произведения Люка Бессона, которые, антологизируя криминальные или фантастические картины, как правило, американского производства, высмеивают в лёгкой пародийной форме узнаваемые ситуации, характеры и даже отдельные характерные словечки или кадры.
Однако «Пятый элемент» (в нём можно насчитать немало киноцитатных каламбуров — чего стóит самая потрясающая сцена в межгалактическом оперном театре!) не переходит опрометчиво ту грань, которая отделяет от язвительной сатиры и явной пародии, уже рассчитанной не на широкую публику, а на всё-таки культово-жанровую и синефильскую (как произошло в случае с фильмом «Марс атакует!» Тима Бёртона).
Главное же — любовная линия между звездолётчиком-таксистом Корбеном Далласом и внеземной девушкой Лилу (она персонифицирует тот самый Пятый элемент, который неизвестно как следует применить вместе с четырьмя камнями, символизирующими основные стихии, для того чтобы противостоять Злу) преподана в весьма ироничном ключе и с лукавой улыбкой.
И, право же, грешно приписывать Люку Бессону так и не преодолённые им юношеские мечтания о платоническом идеале, которые он начал заносить в свой бесконечный сценарий где-то ещё в возрасте шестнадцати лет. Это такая же ловко удавшаяся шутка или рекламный ход, как и атмосфера суперсекретности вокруг съёмок «Пятого элемента».
Кстати, кажется, никто не отметил, что в творчестве французского режиссёра действительно уже были «отыграны» первые четыре элемента: воздух после ядерной войны в «Последнем поединке», земля с точки зрения современного мегаполиса в «Подземке», вода в ленте о ныряльщиках «Голубая бездна», огонь выстрелов и взрывов сразу в двух картинах «Никита» и «Леон». В последней из них после цензурных сокращений остался лишь намёк на вероятность любви между человечным убийцей и девочкой.
А в «Пятом элементе», где в какой-то степени сохраняется тот же расклад основных героев, этот мелодраматический мотив, наконец, развёртывается в полной мере, но звучит будто изысканная оперная ария из «Лючии Ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти, естественно переходя в заводную поп-мелодию Эрика Серра. Ох, уж эта любовь!
Разумеется, это банальность — «любовь, как пятый элемент, спасёт человечество от уничтожения». Всё зависит от того, как это сказать: со сдержанным интеллигентным всхлипом или постмодернистски уморительно вывёртывая всё наизнанку, включая три самых простых слова «Я тебя люблю».
1998
|
Знаете ли вы, что...
- Люк Бессон написал сценарий к картине еще в то время, когда был учеником средней школы.
- Полное имя Лилу звучит так — «ЛилуминАй ЛекатАриба ЛаминачАй Экбат Дэ СэбАт».
- Язык, на котором разговаривает персонаж Миллы Йовович — Лилу, был придуман самим Люком Бессоном. Разумеется, не обошлось и без импровизации самой актрисы. К моменту окончания съемок они могли спокойно болтать друг с другом на выдуманном языке, чем приводили в восторг всю съемочную бригаду.
- Среди этой тарабарщины зритель может выявить такие фразы как «Мларта», «Биг Бадабум», «Акта», «Сено Акта Гамат», «Сан агамат чей бэт Энволет», «Данко», «Домо Данко» и «Апипулай». Все остальные фразы звучат нечленораздельно.
- Взрыв в главном Флостонском зале на момент выхода картины в прокат был самым мощным взрывом внутри помещения, когда-либо демонстрируемым в рамках художественного фильма.
- В самом начале картины персонаж Гари Олдмана цитирует Ницше: «То, что тебя не убивает, делает тебя только сильнее». Брюс Уиллис в свое время записал альбом с точно таким же названием.
- По сценарию персонажа Криса Такера звали вовсе не Руби Род, а Лок Род. Именно это имя (Локк) можно встретить и в книге, написанной по мотивам фильма.
- Впервые увидев Корбена Далласа в кадре, мы можем увидеть дату на календаре в его комнате — 18 марта 2263 года. 18 марта — день рождения Люка Бессона.
- Когда Президент говорит священнику Корнелиусу, что у того есть ровно двадцать секунд, чтобы озвучить свою мысль, Вито успевает донести свои суждения именно за 20 секунд.
- За всю историю французского кино данная лента стала самой дорогостоящей как для всей Франции, так и для кинокомпании Gaumont в частности.
- К моменту выхода картины в прокат затраты на создание спецэффектов в размере 80 миллионов были самыми дорогостоящими в истории кино. До сих пор картина считается одной из самых дорогостоящих картин, выпущенных без участия Голливуда.
- В 2002 году по лицензии кинокомпании Gaumont по мотивам фильма была выпущена компьютерная аркада «NY Race». В России локализована компаниями Nival Interactive и 1С под названием «Погоня за Пятым элементом». Игроку предлагается ощутить себя «в шкуре» Корбена Далласа и погонять такси по улицам Нью-Йорка 2259 года.
- Часть арии Плавы Лагуны спета не человеческим голосом, а создана на компьютере. Для человека исполнение этой партии практически невозможно.
- Когда Лилу восстанавливают по коду ДНК, ее одежда в точности повторяет одежду Марии в фантастическом фильме «Метрополис» 1927 года.
- Надпись на поезде «Макдональдс», в который врезается полицейская машина, гласит: «Обслужено 65 триллионов людей».
- Паразиты, от которых очищают шасси космолета, перед отлетом во Флостонский рай, на самом деле Боглины (Boglins), популярные в 80-х игрушки.
- Гари Олдман согласился сниматься в этом фильме, не читая сценария. Это было любезностью по отношению к Люку Бессону, с которым он подружился на съёмках «Леона».
- Имя певицы, прячущей заветные камни в недрах своей плоти, звучит как «Плава Лагуна». Именно такое название носит бомбоубежище в Хорватии, где Люк довольно часто проводил свои летние каникулы, будучи ребенком. В переводе с хорватского данное имя звучит как «Голубая лагуна».
-Лилу, ты очень нужна мне.
-Почему? Скажи мне, почему?
-Потому что, я люблю тебя…
«Пятый элемент» — это один из фильмов моего детства и один из моих любимых, очень яркий, красивый и зрелищный фильм с отличными и запоминающимися персонажами. Именно благодаря этому фильму я впервые познакомился с творчеством Люка Бессона, Брюса Уиллиса, и красавицы-украинки Миллы Йовович. Сейчас, когда этому фильму уже 12 лет, я думаю, что он не растерял своей популярности и зрительской любви. Меня очень удивило то, что Люк Бессон написал сценарий к этому фильму, когда был ещё учеником средней школы. Наверное, Бессон — человек с отличной фантазией, которая зародилась у него с детства.
Далёкое будущее. Зло в виде какой-то разрушающей и раскалённой массы приближается к Земле. Спасти мир от этой напасти можно только собрав вместе четыре элемента природы — воздух, землю, воду и огонь. Плюс к этому нужен ещё один, пятый элемент — любовь…
Сюжет фильма динамичен, интересен, и он не даст зрителю заскучать. Тут есть всё: и очень красивая и трогательная мелодрама, и экшен по полной программе, и боевик, и даже юмор. Тут нет ни одной лишней детали, всё просто безупречно. Лично у меня в этом фильме есть две любимые сцены. Первая, когда Корбан и Лилу в такси удирают от полиции. Замечательная и захватывающая сцена, которая тоже поможет зрителю не оторваться от экрана.
Актёрская игра на высоте! Конечно, у Брюса Уиллиса в кино было огромное множество ролей человека, спасающего мир. Это, наверное, уже его визитная карточка. Я думаю, что самые интересные роли положительного героя-спасителя Уиллис просто отлично сыграл именно в четырёх частях «Крепкого орешка» и в «Пятом элементе».
Милла Йовович тоже молодец, у неё очень красивый, грациозный и сильный персонаж. По части юмора в этом фильме профессионал — Крис Такер. Он меня очень смешил. А на Гарри Олдмана я здесь даже первоначально и внимания не обратил, и, только посмотрев «Гарри Поттера», я очень хорошо запомнил его Сириуса Блэка. Более того, я даже и не думал, что Сириус Блэк и Зорг — персонажи, изображённые одним и тем же актёром. Но надо отдать Олдману должное — в этом фильме Бессона он просто замечательно изобразил злодея Зорга.
Спецэффекты шикарны. Чего, например, стоит только одна, выше упомянутая мной сцена уничтожения Мёртвой Планеты. Красиво прорисовано «открытие» камней, эти красивые разноцветные лучи. Космос, взрывы — всё очень красиво изображено.
Мой вердикт: «Пятый элемент» — красивый, очень зрелищный и хороший фильм от мастера французского кино. Фильм, ставший классикой, фильм, который никогда не забудут.
10 из 10
стр 1 стр 2 стр 3 стр 4
| |