| Пианистка / Pianiste, La
Название: Пианистка
Оригинальное название: Pianiste, La
Год выхода: 2001
Жанр: Драма
Режиссер: Михаэль Ханеке
В ролях: Изабель Юппер, Бенуа Мажимель, Анни Жирардо, Анна Сигалевич, Сюзанн Лотар, Удо Самель, Корнелия Кендген
О фильме: Главная героиня Эрика - профессор Венской консерватории. Она учит молодежь дивной музыке Шуберта, сама же, будучи монстром современной цивилизации, страшно далека от гармонии небесных сфер.
Она по-детски делит ложе со старой мегерой-мамашей, лишена всякого подобия личной жизни, после занятий тайно посещает порномагазины и под кроватью держит набор садомазохистских инструметов. Когда же в нее влюбляется один из ее учеников, она шокирует и его, и зрителя совершенно дикими реакциями на юношеское чувство.
https://www.kinopoisk.ru/film/784/
Выпущено: MK2 Productions
Продолжительность: 02:05:08
Перевод: Проф.(многог) + Ориг.(фр)
Прежде чем заняться любовью, Эрика Кохут заставляет возлюбленного прочитать вслух письмо, которое она ему написала. "Если я буду умолять тебя затянуть ремни потуже, пожалуйста, сделай это. Потом засунь мне в рот чулок, так глубоко, чтобы я не могла издать ни звука. Потом сними с глаз повязку, сядь мне на лицо и ударь в живот так сильно, чтобы мой язык сам вошел тебе в задний проход". Возлюбленный, ищущий простого человеческого счастья, думает, что над ним издеваются, но для Эрики все очень серьезно: в свободное от преподавания музыки время она занимается самочленовредительством. И этим живет.
Фильм австрийца Михаэля Ханеке собрал рекордное число каннских призов (Гран-при жюри плюс награды за лучшие актерские работы Изабель Юппер и Бенуа Мажимелю) и скандализировал мировое общественное мнение, как в прошлом году "Танцующая в темноте". Хотя возле кинозала в Каннах дежурили две скорые, скандальность фильма не в том, что известная французская артистка засовывает себе во влагалище бритву и подносит к лицу салфетку со спермой, как будто это окропленный "Шанелью" шелк. И не в том, что это именуется любовью. И даже не в том, что показано это как само собой разумеющееся, без экивоков и монтажных склеек, выгодных для отвода глаз. А в том, что там, где кровь мешается с другими телесными жидкостями, Ханеке находит материал для высокой трагедии. Как всякая трагедия, она рождается из духа музыки (в данном случае - Шуберта, чтобы оценить всю беспросветность которого, совершенно необязательно знать, что у него тоже были сексуальные проблемы). Но как трагедия по-настоящему современная, она обращает свой взгляд не на общее, а на самое что ни на есть частное, на маргиналии и извращения, справедливо считая, что нормы больше вообще никакой нет.
Вообще-то, садомазохизм, если я правильно понимаю, это такая игра. Как всякая игра, он основан на взаимном согласии и знании правил. Мишель Фуко называл его "школой деликатности". Тут деликатности никакой. Не говоря уж об удовольствии. Садомазохизм для Ханеке - знак индивидуальности, которую каждый из нас вынужден проживать, хотим мы того или нет. Ханеке многократно снимает клавиатуру рояля сверху, так что она похожа не на источник прекрасного, а на клетку, в черных прутьях которой бессмысленно бьются две женские руки. Такие же клетки - мы сами, пожизненно приговоренные к самим себе. Какое взаимное соглашение! Мы все играем каждый по своим правилам, говорим на своих непонятных другим языках, любим неприемлемыми для других любовями, и выхода нет. Если старая трагедия происходила из ложного выбора, то современная трагедия в том, что никакого выбора нет.
Но очухиваясь от жестоких прозрений Ханеке, начинаешь соображать, что выбор, может быть, все-таки есть (разве это не более современно?), просто Ханеке не захотел его увидеть. Конечно, Эрике не надо себя ломать. Зачем? Ведь наверняка где-то рядом ходит ее суженый, любитель ремней и кляпов. Избежать трагедии можно, просто открыв журнал знакомств на соответствующей странице.
Михаил Брашинский, www.afisha.ru
Режиссёру досталась благодарная тема, отличные главгерои (о чём я ещё распишу подробно и в потребных для такого сурьёзу красках), — а он чего натворил? Фильм стал просто гадок. И фальшив. Гадок, фальшив и скучен своей психологической примитивностью. Как пластиковый макет раздавленного насекомого, он вызывает омерзение не столько своим содержанием (про тёмные стороны души человечьей сказано много и народ киношный к этому аспекту привычный), сколь формой и качеством выполнения. Печально наблюдать, как набор штампов из учебника краткого курса патологической психологии канает нынче за художественное откровение и пример для поцдрожания. Ну ведь до чего красоту порока изгадили, ироды, примитивисты неразогнанные!
Как и обещал, скажу за главгероев. Ну, мужик сам по себе – персонаж харизматичный и всесторонне развитый (как гайдаровский Тимур), потому ему легче правильного и, в общем-то, хорошего из себя строить. А вот собственно пианистка... Да, я такого ещё не видел. Даже не стану тут из себя Станиславского или какого Немировича-Данченко корчить. А только скажу, что высидел я это убожество исключительно из-за её игры. И никогда я ещё такого мастерства не видел, хотя уж всякого на своём веку некоротком насмотрелся. Жаль, действительно жаль, что такому удивительному инструменту довелось сыграть настолько дурную партию. Так то ведь не её вина, а криворукого композитора, чтоб он оглох уж. Не стреляйте в пианистку, как людей вас прошу, граждане дорогие! Не стреляйте, не надо. Пусть себе помучается, извлекая звуки из сломанной жизни. Ну хоть ещё немного. Так она настраивает мою душу. На романтический лад.
"Пианистка" – фильм для просмотра в узком кругу эстетствующих снобов, страшно далёких от народа. А ещё можно принимать вместо двух пальцев с похмелья – проблюётесь всласть. Гарантирую.
Эрика является профессором в области игры на фортепиано и преподает столь тонкое искусство в одной из австрийских консерваторий. Внешне героиня непроницательна, груба и жестока по отношению к своим многочисленным ученикам. Внутри же у нее горит настоящая страсть, которая иной раз выливается в походы по магазинам эротического содержания. Все дело в том, что даже несмотря на свой уже совсем не юный возраст, Эрика так и не познала мужчину и настоящей любви.
Именно поэтому ей приходится довольствоваться буйными фантазиями, навеянными откровенными порнографическими фильмами. Под кроватью талантливая пианистка держит коробку доверху набитую различными приспособлениями для извращений и мечтает когда нибудь пустить их в ход. Все меняется когда в Эрику влюбляется талантливый юноша, которого ждет очень долгое и мучительное ухаживание. Чем же ответит непоколебимая железная леди на искренние и светлые чувства парня, еще толком не повидавшего мира и настоящей любви…
Немецкий скандалист Михаэль Ханеке всегда умел удивить зрителей и критиков неким издевательством над избитыми темами. Только делал он это в присущей ему откровенной манере, изобилующей зашкаливающим уровнем нетрадиционности и буквально шокирующей каждым своим кадром. «Пианистка» по градусу накала мало чем уступает некоторым работам режиссера, тем же «Забавным играм» например, но то что зритель будет приятно и неприятно удивлен, сомнений не возникает. Лично я после просмотра несколько минут сидел в недоумении от увиденного и не мог осознать, а точнее принять все то, что выливалось на меня в течении двух часов.
В целом, мне понравилось, ибо фильм представляет собой необычную и в некоторой степени даже провокационную попытку вывести зрителя из равновесия и поразить его с помощью с виду обычных вещей. Ведь заслуженная пианистка на первый взгляд вполне невинна и вряд ли способна на то, что делает здесь с ней Ханеке.
Его героиня не чурается делать жестокие и беспощадные вещи, например может не долго размышляя отобрать у своей самой старательной, но в реальной жизни запуганной и тихой ученицы, возможность в дальнейшем и дальше заниматься музыкой. А ведь это была ее единственная возможность выплеснуть накопившиеся эмоции. От некоторых подробностей из личной жизни Эрики, по телу реально пробегали мурашки. Чего только стоит вдыхание содержимого использованных салфеток в кабинке для просмотра порнофильмов.
Подобные эпизоды несут в себе такой сильный заряд мерзости и негатива, что запоминаются порой лучше основной концепции, которая кстати достаточно проста. Красивый и питающий надежду на светлое будущее юнец, предлагает старой и давно пропитавшейся безумной извращенностью даме, искренние чувства, которая та не может не то что принять, она не в состоянии их осознать и по настоящему прочувствовать.
Но эта идея настолько завуалирована под покровом нескончаемой вульгарности и откровенности, что про нее попросту забываешь. На первый план выходят провокационные эпизоды из личной жизни, развивающиеся все более открыто и подходя в финале к своему заслуженному коллапсу.
Иной раз создается впечатление, будто между сознанием зрителя и фильмом идет некоторого вида борьба. Итог определить сложно, но лично меня увиденное поразило. В моей памяти «Пианистка» осталась на столь же долгий срок, как и «Забавные игры». Несмотря на все, восхитительно отыграли актеры. Главной звездой однозначно является блестящая Изабель Юппер, которая в образе прогнившей изнутри преподавательницы смотрелась сверх убедительно. А то, с каким рвением она пыталась заменить отсутствие своей интимной жизни чужой, действительно поражает. По моему скромному мнению, это ее лучшая роль во всей карьере, ибо более безумной и харизматичной героини у нее не получилось сыграть ни до, ни после «Пианистки». Здорово отыграл Бенуа Мажимель, которого я помню еще по крепкому французскому боевику «Осиное гнездо». Шокирующих сцен с его участием было не так уж и много, но в целом со своей задачей он справился на твердую пятерку. Из Бенуа получился искренний паренек, который меняется прямо на глазах, поддавшись влиянию со стороны обманчивых чувств.
В итоге же, «Пианистка» является одним из самых неоднозначных, странных, откровенных и в тоже время глубоких фильмов, которые я видел за последнее время. Правда, чересчур ядовитый и непонятный осадок от увиденного, вкупе с чересчур перекрученным сценарием выносит мозг до такой степени, что наблюдать за происходящим становится просто сложно. В остальном же, все неплохо, так что моя оценка только такая. Может быть не самая высокая, но зато честная и твердая:
7 из 10
Friduccita
Женщина — это диагноз…
«Чего хотят женщины?» — извечный вопрос. Ханеке, вдохновленный романом Эльфриды Елинек, приоткрыл завесу желаний прекрасных дам. И мир содрогнулся…
Жизнь Эрики идет по руслу, заданному ее матерью, которую героиня очень боится расстроить или разочаровать. Конечно, она периодически злит мамашу-Жирардо, разыгрывает перед ней «плохую» дочь, но в конце дня всегда покорно разделит с ней кровать, в очередной раз подавив свои сексуальные желания.
Герой Бенуа Мажимэля — новая страница в заплесневелой книге жизни Эрики. Наконец-то хорошей дочери можно оторваться. Но тут неувязочка — Эрике недостаточно просто отдаться страстно влюбленному юноше, она хочет разыграть с ним взаимоотношения с матерью: чтобы в постели она была жертвой, но при этом все истязания должены быть именно такими, какими скажет она. Управлять миром из позиции жертвы — вот первое желание.
То, что делает месье Вальтер, узнав о сексуальных фантазиях пианистки, — краткое разыгрывание реакции Эрики на манипуляции матери — впадает в ярость, которая почти сразу угасает под влиянием женских слез. В жизни Эрики это порочный круг, в который она хочет втянуть своего любовника, но он успевает вовремя разобраться в своих чувствах. В итоге любительница Шопена чувствует себя оскорбленной. Если не получилось захватить мир, то вызвать к себе хотя бы жалость — это наше второе желание.
Это самый грубый и приблизительный анализ шедевра французской кинематографии. Пианистка — фильм снятый для многократных просмотров.
10 из 10
Vasilisa_Skazkina
Фильм произвёл неизгладимое впечатление. Абсолютно идеальное кино: игра актёров даже не обсуждается, они гениальны (теперь судорожно пересматриваю все подряд картины с их участием); огромное внимание было уделено звуку — дыхание, скрип пола, интонации, стоны — каждый такой точный, верный, своевременный, настоящий.
Бенуа… Благодаря ему, я впервые в жизни по настоящему возбудилась от просмотра такого жанра фильма. Доставило удовольствие пересмотреть некоторые эпизоды в наушниках, что бы ещё раз «подслушать» его.
А реально удивлённо растопырила глаза, подняла брови и открыла рот во время первой неожиданной сцены, когда Эрика зашла в кабинку (просмотр видео), кажется, с этого момента рот больше не закрывался.
Я не читала книгу, но этой урезанной версии достаточно, что бы увидеть, как именно ведёт и чувствует себя непонятая в сексуальном и в смысле взаимоотношений такая женщина, и как именно на это реагирует нормальный молодой парень. Поразительно продемонстрировано классическое сочетание психических приобретённых отклонений с сексуальными.
А тем, кто критикует, ссылаясь на отличия книги и фильма, скажу: попробуйте найти средства, перевести произведение в формат сценария, вписать проект в заложенный бюджет и во временные рамки (не 5-ти же часовой фильм / 3 года работы), подобрать точно актёров, художника по фильму, звукорежиссёра, и т.. д, и т. п., а потом познакомьтесь с критикой.
Это лучшая работа, которая продолжает активно жить в моих мыслях. Завидую тем, кто только собирается смотреть. Особенно рекомендую девиантам.
Это не 10 из 10, а 10 х 10.
стр 1 стр 2 стр 3
| |